Все виды кадастровых услуг
в Москве и Московской области
Режим работы: 
пн - пт: c 9:00 до 19:00

Технический паспорт дома — это документ инвентаризационного учета. Он включает основные сведения о технических параметрах объекта, но не подтверждает права собственности и не требуется при постановке недвижимости на кадастровый учет. С 2013 года паспорт применяется ограниченно, хотя ранее без него не обходился ни один объект капитального строительства.

Технические паспорта оформляются и обновляются в рамках инвентаризации, учета недвижимого имущества. Они необходимы для систематизации сведений об объектах согласно Приказам Минстроя РФ № 37, МЭР РФ № 224 (документы содержат руководство о проведении учета жилых и нежилых зданий, объектов ИЖС).

Зачем нужен технический паспорт на дом?

По состоянию на 2023 год технический паспорт может потребоваться в следующих случаях:

  • согласование строительных, реконструкционных работ и перепланировки;
  • расчет инвентаризационной, а также рыночной стоимости объекта;
  • обращение в кредитную организацию, выдача займа под залог недвижимости;
  • расчет нормативного износа здания;
  • подготовка инвестиционных проектов;
  • оценка, учет, инвентаризация средств предприятия;
  • оформление кадастровой, эксплуатационной, проектной документации (в качестве важного источника информации);
  • перевод жилого помещения в нежилое или наоборот;
  • раздел имущества;
  • согласование условий аренды, лицензирования и т.д.

Как правило, изготовление техпаспорта заказывают в рамках первичной инвентаризации после сдачи объекта в эксплуатацию. При последующей плановой или внеочередной инвентаризации (в связи с перепланировкой, реконструкцией) обновленные сведения вносятся в действующий документ. Оформление нового паспорта не требуется, так как он действует без срока давности.

Формально технический паспорт дома, квартиры не требуется при проведении сделок с невидимостью. Однако этот документ поможет новому собственнику удостовериться в чистоте сделки, в том числе выявить отсутствие незаконной планировки или реконструкции.

Где заказать техпаспорт на дом?

Оригиналы технических паспортов, оформленных до 2013 года, хранились в БТИ, а затем были переданы региональным властям. Если вам требуется информация из ранее созданного документа, сведения можно заказать через архивы Бюро технической инвентаризации.

Оформлять новый паспорт для дома следует через БТИ или частную компанию, которая предоставляет кадастровые услуги, сотрудничает с аттестованными инженерами. Обратиться за техпаспортом может собственник объекта недвижимости или его представитель, действующий на основании доверенности.

Чтобы заказать техпаспорт нужно предоставить в БТИ следующие документы:

  • правоустанавливающие бумаги (свидетельство, выписка из ЕГРН);
  • паспорт собственника или регистрационные документы (для организаций);
  • доверенность (если работы ведутся через представителя);
  • договор на проведение работ.

Для проведения натурных обмеров специалистам потребуется доступ к объекту недвижимости. В процессе подготовки паспорта инженеры могут использовать данные других документов, включая техплан, кадастровый план, проектную документацию.

Как оформляют технический паспорт на домовладение?

Если подготовка технического паспорта проводится в рамках инвентаризационного учета, инженеры БТИ действуют по следующему алгоритму:

  • запрашивают и изучают имеющуюся техническую, проектную, кадастровую документацию;
  • проводят натурное обследование дома с использованием стандартизированного измерительного оборудования и приспособлений;
  • оформляют инвентарное дело, учетную карточку объекта, готовят описательную и графическую часть паспорта.

Инвентаризация с оформлением технического паспорта возможна только для объектов, которые уже приняты в эксплуатацию. Недостроенные здания не подлежат техническому учету, но для них допустимо заказать техплан с последующей передачей сведений в ЕГРН. Чтобы паспорт имел юридическую силу, он должен быть выдан аттестованным кадастровым инженером, который имеет соответствующее удостоверение и сотрудничает с организацией, являющейся членом СРО.

На этапе натурных исследований и обмеров техник БТИ проводит следующие работы:

  • измеряет наружные и внутренние размеры здания, помещений, отдельных конструкций;
  • уточняет параметры основных элементов строения (например, материалы и технологию постройки фундамента, перекрытий)
  • фиксирует показатели износа здания;
  • заполняет абрисы и планы (временные документы, которые имеют упрощенную форму);
  • рассчитывает площади и объемы;
  • фиксирует сведения о коммуникациях, участке и других параметрах объекта, если это предусмотрено техническим заданием.

Подготовку технического паспорта можно совместить с оформлением других документов, в которых требуется указывать точные сведения о состоянии объекта. Проводить аналогичные замеры необходимо при подготовке справки ТЭП, ряда экспертных заключений, обследований, актов.

Образец: как выглядит технический паспорт?

Форма и содержание технических паспортов регламентирована Приказом №37. Документ оформляется в бумажном и электронном виде, содержит следующие разделы и сведения:

  • титульный лист с указанием названия организации, инвентарного номера, даты оформления бумаги;
  • раздел о принадлежности объекта;
  • основные архитектурные, планировочные, эксплуатационные параметры (год возведения, этажность, площадь и т.д.);
  • подробное описание здания и пристроек;
  • поэтажные планы объекта;
  • экспликационные ведомости для всех помещений.

В основном разделе техпаспорта указывают данные о фундаменте, несущих и ограждающих конструкциях, перекрытиях, крыше, коммуникациях, присутствующих в здании. В зависимости от особенностей строения, документ может содержать важную информацию об участке, на котором расположено здание.

Чем техпаспорт отличается от техплана?

До 2013 года технический паспорт требовался для постановки объекта недвижимости на учет в ЕГРН. В период с 2013 у БТИ были отобраны полномочия на ведения учёта объектов капитального строительства, и далее готовые и недостроенные дома ставят на учет в ЕГРН при предоставлении технического плана, а не технического паспорта.

Техплан объекта недвижимости содержит идентификационную информацию, которая используется для формирования выписки из ЕГРН. Этот документ является основанием для регистрации права собственности, содержит кадастровый номер, координатную привязку дома. При проведении сделок покупатели, банки, риэлторы запрашивают выписку из ЕГРН, а в некоторых случаях — технический паспорт. Фактическое состояние дома должно подтверждаться сведениями, которые содержатся в этих бумагах.

Таким образом, техплан, в отличие от техпаспорта, признается надлежащим документом для постановки дома на кадастровый учет согласно ФЗ № 218. При его подготовке проводится координирование объекта аттестованным кадастровым инженером. Подготовка технического паспорта не требует проведения геодезических(внешних) измерений объекта недвижимости.

Техпаспорт многоквартирного дома

Для многоквартирного дома технический паспорт остается одним из основных документов, содержащих базовые сведения об объекте. Он необходим в работе с собственниками помещений в МКД, управляющими компаниями и ТСЖ, государственными органами, поставщиками ресурсов. Помимо технической информации, документ содержит данные об экономических и потребительских свойствах МКД.

Подготовкой паспорта на многоэтажный дом занимается застройщик. Он обязан передать бумагу управляющей организации после ввода здания в эксплуатацию. Хранить и актуализировать техпаспорта многоквартирных домов обязаны УО или ТСЖ. Сведения, содержащиеся в документе, относятся к открытым, поэтому любой собственник квартиры или коммерческой площади в МКД может запросить соответствующую выписку, ознакомиться с параметрами здания. Копии техпаспортов МКД, как правило, хранятся в архивах местных органов власти, в департаментах архитектуры и строительства.

Как и в случае с частными домами, техпаспорт МКД не заменяет техплан и не является документом, влияющим на право собственности. Он требуется для грамотного управления недвижимостью, используется управляющими структурами при планировании капремонта, составлении смет на содержание, подготовке экономического основания увеличения тарифов и т.д. Выписки из технического паспорта многоквартирного дома могут потребоваться собственникам квартир или коммерческих помещений при оформлении долей, регистрации перепланировки, проведении перерасчета оплаты ЖКУ.

Срок действия технического паспорта МКД не ограничен, если документ содержит актуальные сведения. Вносить новые данные в него необходимо при проведении капремонта, реконструкции, перепланировки. Как правило, изменения фиксируют по завершении строительных работ или в ходе плановой инвентаризации (раз в 5 лет).

Вопросы и ответы о техническом паспорте

Сколько стоит изготовление нового техпаспорта?

Цена услуги не фиксируется на законодательном уровне, даже если вы заказываете ее в БТИ. Каждое Бюро или частная компания вправе самостоятельно устанавливать тарифы.

В наибольшей мере стоимость инвентаризации с последующим оформлением технического паспорта зависит от площади дома. В расчете также могут учитываться срочность работ, удаленность объекта от офиса кадастрового инженера в Москве, технические особенности недвижимости.

Каков срок подготовки техпаспорта?

Обычно с момента заключения договора до передачи паспорта на дом заказчику проходит 10 — 15 рабочих дней. Возможно изготовление документа в ускоренном порядке. Увеличение сроков возникает, если специалисту приходится запрашивать дополнительные документы из архивов БТИ, работать с большими по площади, удаленными от Москвы объектами.

Что делать, если в техническом паспорте есть красные линии?

Красные линии на чертежах — свидетельство несоответствия реальных параметров объекта инвентарным сведениям. Чаще всего их наносят после обнаружения несанкционированной перепланировки.

Чтобы устранить красные линии, нужно узаконить внесенные изменения или привести помещение к надлежащему состоянию. Для проведения этой процедуры требуется разработать проектную документацию, согласовать ее с контролирующими органами, получить акт приемочной комиссии. На основании акта и проекта кадастровый инженер подготовит технический план, по которому актуальные сведения будут внесены в ЕГРН.

Можно ли получить техпаспорт дома онлайн?

Архивные документы технического учета выдает БТИ по месту регистрации объекта. Если конкретное Бюро имеет оцифрованный архив и современный сайт, возможно получение электронной версии паспорта в формате онлайн. Чаще всего владельцам недвижимости в Москве приходится обращаться в клиентские центры БТИ лично. Если процедура получения техпаспорта осложняется какими-либо факторами, взаимодействие с Бюро можно доверить юристам специализированной компании.

Понравилась статья? Оцените наш материал:
Заказать звонок
Я не робот
Перезвоним в течение 30 минут
Заказать комплексную услугу
Я не робот
Заказать пакет услуг
Я не робот
Заказать услугу
Я не робот
Перезвоним в течение 30 минут
Оставить заявку
Я не робот
Оформить заявку
Я не робот
Оставить заявку
Я не робот